?

Log in

No account? Create an account

Есть ли жизнь с ингушами?

« previous entry | next entry »
Nov. 9th, 2013 | 07:38 pm

http://hohag.com/hohag/est-li-zhizn-s-ingushami

Все, что мы видим и слышим о взаимоотношениях осетин с ингушами за последние лет 20, говорит о том, что вражда между нашими народами заложена чуть ли не на генетическом уровне. В этом сходится большинство комментаторов и участников публичных обсуждений. Мы выбрали вырезки из исторических, научных и художественных трудов, в которых говорится об обратном. Это первая часть данной статьи. Есть еще вторая и третья.
[Spoiler (click to open)]I.
«Горский полк весь набран из охотников(добровольцев прим.) двух соседних горских племен: осетин и ингушей. В зависимости от племенного различия полк делится на два дивизоина; первый составляли осетины, второй — ингуши…Во всех оттенках этого полка проявлялось строго-выдержанное военное щегольство; сухие кровные кони, нарядная сбруя, исправные седла, изящная отделка шашек и кинжалов выказывала их любовь к боевой обстановке. Они от всей души откликнулись на призыв боя…»
И.Тутолмин. Кавказская казачья бригада в Болгарии 1877-78 гг.

«На земле джераховцев жили и дружественные осетины. Они вместе брали плату за проезд через Дарьял и сохраняли дорогу в исправности. Эта близость с осетинами и постоянные сношения с Грузией, несомненно, были причиной заимствования ингушами многих обычаев и культуры грузин и осетин.»
У.Б.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей»

«Однажды я узнал, что арестованные жители нашего села были этапированы во Владикавказ, среди них был и мой родственник Ибрагим, который несколько дней назад не послушался меня и вернулся в село. Кто-то заметил, как он входил в дом. На него донесли, и дом был оцеплен. Вскочив на лошадь, Ибрагим пытался бежать, но был схвачен. Через пару дней пришло новое известие. Ингуши, прослышавшие о том, что наши арестованные односельчане перевезены во Владикавказ, несмотря на то, что сами они являлись сторонниками большевиков, обратились в комитет с просьбой передать им на поруки этих осетин, пообещав, что доставят их в суд в назначенный день, а в случае, если не выполнят обещание, готовы будут сами понести наказание, предусмотренное для арестованных. Так наши стали гостями ингушей».
Темирболат Кубатиев «Мемуары»

«На земле джераховцев,— говорится в предании — жила тогда значительная часть их западных соседей-осетин, с которыми они были в самых дружественных отношениях. Джераховцы и осетины вместе собирали плату за проезд через Дарьяльское ущелье с проходивших караванов и мирно делили ее среди окрестного населения, на котором лежала обязанность следить за исправностью дороги».
Г.А. Вертепов Историко-статистический очерк «Ингуши»

«Воздействие осетин на ингушей, в частности джераховцев, было настолько глубоким и всесторонним, что письменные источники первой половины XIX века иногда прямо причисляли последних к «осетинскому племени».
А.Н.Генко «Из культурного прошлого ингушей»

«Наиболее сильное влияние на ингушей, кроме чеченцев, безусловно, имели осетины. Нет никаких сомнений в том, что взаимоотношения ингушей и осетин раньше были намного более близкими и дружественными, чем сейчас. Об этом говорит и наличие у них общих фамилий, происходящих от одного предка. Например, Плиевы, Калоевы, Гагиевы, Гайтовы, Гардановы, Цуровы, Хаматхановы, Хутиевы, Цолоевы, Дударовы, Яндиевы, Алмазовы и т. д. Представители этих фамилий «до последнего времени поддерживали друг с другом родственные связи, что выражалось во взаимных визитах по случаю свадеб, похорон и т. п., а также в оказании взаимопомощи друг другу. Неудивительно поэтому, что духовная культура осетин и ингушей знает немало примеров общности в обычаях, нравах, обрядах, фольклоре, а также в дохристианских и домусульманских верованиях. Существует даже мнение, что в этом отношении ингуши стоят намного ближе к осетинам, чем к родственным им чеченцам».
Сигаури И.М. «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен»

- Иван Алексеевич глянул на представителей: казачий офицер, поджав губы, терпеливо выжидал; позади него плечо к плечу стояли горцы — статный молодой офицер-ингуш, скрестив на нарядной черкеске руки, поблескивал из-под черной кубанки косыми миндалинами глаз, другой — пожилой рыжий осетин — стоял, небрежно отставив ногу, положив ладонь на головку гнутой шашки, он насмешливыми, щупающими глазами оглядывал казаков. Иван Алексеевич только что хотел прервать переговоры, но его опередил казачий офицер; пошептавшись с офицером-ингушом, он зычно крикнул:
- Донцы! Разрешите сказать слово представителю Дикой дивизии?
Не дожидаясь согласия, ингуш, мягко ступая сапогами без каблуков, вышел на середину круга, нервно поправил узенький наборный ремешок.
- Братья-казаки! Зачим такой балшой шум? Надо говорить без ожистачения. Вы нэ хотите генерала Корнилова? Вы хотите войны? Пожалуйста! Мы будем воивать. Ни страшна! Зовсим ни страшна! Сегодня же мы вас разыдавим. Два полка горцев идут за нашим спином. Ва! Какой может быть шум, зачим шум?
- Вначале он говорил с видимым спокойствием, но под конец уже с повышенной страстностью кидал горячие фразы; в гортанную ломаную речь его вплетались слова родного языка. — Вас смущает вот этот казак, он — балшевик, а вы идете за ним! Ва! Что я нэ вижу! Арэстуйте его! Абэзаружти его!
Смелым жестом указывал он на Ивана Алексеевича и метался по тесному кругу, побледневший, страстно жестикулирующий, с лицом, облитым коричневым румянцем. Товарищ его, пожилой рыжий осетин, хранил ледяное спокойствие; казачий офицер теребил изношенный темляк шашки.
Шолохов М.А. «Тихий дон»

II. Во второй части авторы сайта попытались максимально кратко ответить на вопрос: «Есть ли выход из тупика во взаимоотношениях осетин и ингушей?».
Батраз Сидамон:
- Я не думаю, что во взаимоотношениях с ингушами у нас тупик. Наоборот, перед нами неплохая развилка возможностей, различающихся лишь разной степенью пессимизма. Конфликты будут нарастать, ибо агрессивность восточного соседа растет, а Северо-Осетинское руководство пытается «заболтать», а иногда просто игнорирует проблему. История учит, что политика умиротворения агрессора только распаляет его аппетит. Уже сейчас мы слышим претензии на Беслан (якобы построенном на места ингушского села «Берса-юрт») и даже на Эльхотово («Йоалхоте»). Не нужно искать никакого «выхода из тупика», когда противная сторона заинтересована в нарушении статус-кво. Единственное, что нужно сделать – отказаться от беззубой политики. Не факт, что мы будем от этого «в плюсе», но хоть перестанем уходить «в минус».
Элина Есиева:
- Думаю, что конфликт с ингушами сегодня для осетин проблема не столь масштабная, как конфликт и разобщение внутри самих осетин. Необходимо единодушие хотя бы в трех основных острых темах для Осетии: места и роли религий в обществе, проблема отцов и детей, северо-южный вопрос РЕАЛЬНО, а не официально не снятый с повестки дня. Когда нет идеологического единства внутри народа, конфликты с другими народами благоразумней оставить, как говорится, до лучших времен.
Алихан Хоранов:
- Проблема взаимоотношения – это вопрос культуры. Не могу себе представить, чтобы мои предки кричали куда-нибудь на другой берег Терека «Ингуши – позор Кавказа, гъей-гъей», равно как и немыслимы их современники ингуши, на все затруднительные для себя вопросы отвечающие: «Вас приютили на Кавказе, убирайтесь в свой Иран». Пока не заткнутся и те и другие, не будет никакого диалога, а горцы бы договорились.
Роксана Нарская:
- Это тупик, из которого не было и не будет простого и быстрого выхода. На данный момент объективных возможностей решения проблемы нет, а потому наиболее адекватная (не говорю, что продуктивная) стратегия — сохранять статус-кво. В целом же выход из тупика зависит от двух факторов: время и качество работы обоих сторон в социальной и идеологической сфере. Необходимы адекватные программы гармонизации меж этнических отношений и безукоризненная, 100% честная работа силовых органов. Эти факторы снизят градус конфликтности совместного проживания, а дальше дело за течением времени. Оно должно создать новые поколения осетин и ингушей, у которых будет меньше взаимных обид и негативных идеологических установок, и возможно, что их дети уже смогут договориться.
Алик Пухаев:
- Очевидно, что наши отношения не столько в тупике, сколько на этапе «консервации». На мой взгляд, наша задача — это дождаться того момента, когда ингушское общество самостоятельно сможет разобраться в хитросплетениях своих интересов. Пока их основная консолидирующая идея – это наказать «врагов соседей» и забрать себе Пригородный район. Очевидно, что для нас подобная риторика неприемлема, поэтому остается дожидаться пока «будет» рождена новая идея, которая позволит нашим обществам прийти к какому-то общему фундаменту. У наших соседей много проблем. Те векторы развития, которые для них стали основными, не позволяют преодолеть все их текущие проблемы, поэтому или им придется от них отказываться, или же они будут поглощать сами себя. Увы, мы никак не можем помочь им преодолеть это, поскольку на текущий моменты мы – враг ингушского общества №1. Нам необходимо это понимать, делать из этого выводы и максимально законсервировать наши текущие взаимоотношения и не допускать распространения гражданской войны в Ингушетии, а также проникновения террористического и преступного элемента на территорию республики.
Марат Дагуев:
- Как говорится, «Выходы есть, но не все они вам понравятся». Слишком глубокое ущелье между нашими народами сегодня. В скорейшее время ситуация вряд ли поменяется, потому что для примирения двух народов, тем более на Кавказе, могут потребоваться десятилетия. Десятилетия, пока вырастут новые поколения без ненависти в генах. Десятилетия, пока утихнут страсти и осядут в памяти последние события. Все это при умелом управлении, четкой идее и авторитете «вождей» народов. Тогда, возможно, будет мир. Но самое главное, чтобы мы все сейчас этого захотели. А мы, как я вижу, не особо-то рвемся.
Туаев Мæхæмæт:
- Только компромиссы, созидательная, социальная, общественная работа, интеллектуальные молодежные проекты, спорт, образование и совместный труд над преодолением последствий той ненависти, которая нам досталась в наследство. Мы в той ситуации и обстоятельствах, которые произошли. Мы в той политической системе, которая есть. Мы в тех исторических границах, которые сложились. Для уставших от взаимной вражды, ненависти и проклятий выход только один – познавать друг друга, учиться быть соседями, друзьями, братьями, совместно обучать детей в школах, жить в одних дворах, в конце-концов играть на одних детских площадках.
Изетта Фидарова:
- Если женщины наряду с мужчинами будут решать конфликты, то закончится это не меньше, чем Троянской войной).

III. И наконец третья часть. На этой фотографии жительница села Пысылмонхъæу, ингушка по национальности, со своим сыном осетином Карацевым Агубечиром. Все.
osetiny_ingushi

Link | Leave a comment |

Comments {2}

cangibal

(no subject)

from: cangibal
date: Nov. 19th, 2013 04:28 pm (UTC)
Link

Ближашие 100 лет точно нет жизни с ингушами.

Reply | Thread

...

(no subject)

from: ingnews
date: Nov. 19th, 2013 05:29 pm (UTC)
Link

О чём ты брателло ? Не гони пургу. Всё нормализуется . Ингуши отходчивые ))

Reply | Parent | Thread